Будущее транспорта России: грузопассажирский экраноплан «Чайка-2

Volver a los artículos

Источник: "newinform.com" от 11 февраля 2017 года.

Макет грузопассажирского экраноплана «Чайка-2» представили в Нижнем Новгороде. Это очень эффективное и уникальное транспортное средство...

Нижний Новгород, 11 февраля – В рамках торжественного мероприятия, приуроченного к 100-летию со Дня рождения выдающегося конструктора Ростислава Алексеева, в Нижнем Новгороде прошла презентация макета экраноплана нового поколения под названием «Чайка-2», сообщает newsnn.ru.

Это абсолютно новый, многоцелевой грузопассажирский экраноплан, который способен летать в труднодоступные места. Ведь не всегда есть хорошие и оборудованные посадочные полосы в тех районах, куда необходимо добраться. «Чайка-2» способен приземляться на воду, снег и даже лед. Его грузоподъемность сопоставима с грузоподъемностью самолета Ил-18....

О стоимости этого экраноплана пока ничего не известно. Она будет известна, как только конструкторы закончат основной проект, сказал председатель совета директоров – главный конструктор АО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев. 

«Чайка-2» будет использоваться в аварийно-спасательной службе, в работах на шельфе, в обеспечении буровых работ в районе Арктики. Экраноплан нового поколения также рассчитан на экспорт. Его применение не ограничивается наличием аэродрома, благодаря чему его будут эксплуатировать в районах, где авиация не справляется. К таким территориям относятся Юго-Восточная Азия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Малазия, Южная Африка, Южная Америка, Арабские эмираты. Это местность, где есть необходимость в перевозке большого количества людей, добавил Анцев....

Отметим, что АО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» основал сам Ростислав Евгеньевич Алексеев – инженер-кораблестроитель, доктор технических наук, конструктор судов на подводных крыльях и экранопланов, лауреат Ленинской и государственной премий. 

О перспективах экранопланов в современной России специальному корреспонденту издания NewInform.com рассказал заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», Генерал-майор, заслуженный военный летчик России, кандидат технических наук, независимый эксперт Владимир Александрович Попов.

«О них говорят давно. У нас были даже в эксплуатации несколько единиц экспериментальных экранопланов. Я лично их видел».

«Экраноплан уникален тем, что он может работать как по морю, так и по воздуху. В исключительных случаях он может летать даже на высоте до 500-600 метров над поверхностью. Экономично они работают на высоте 1,5-2 метра над поверхностью воды. Воды, или поверхностью  болота или тундры. Нужно чтобы поверхность более ровная была, ведь используется эффект экрана».

«Ростислав Алексеев, генеральный конструктор, это уникальный человек, который многие решения довел не только до экспериментов, но и до практического применения. Это относится и к экраноплану». 

Владимир Александрович Попов рассказал, как полезна может быть эксплуатация экранопланов в России.

«Я думаю, что для нашей страны, большой такой, масштабной, этот транспорт был бы необходим, особенно для отдельных регионов. Он был бы экономически выгодный в развитии отдаленных территории или труднодоступных территорий. Есть большая вероятность того, что он быстро найдет свое применение».

«С того времени, когда Алексеев предложил экраноплан, прошло много лет. Мы технологически не были готовы, чтобы полностью его создавать и потом эксплуатировать».

Эксперт отметил, что в настоящее время экранопланы практически не используются в России.

«Пока практически нигде не используются. <…> Их в туризме использовали в частном плане. Но чтобы централизовано, как вид транспорта, он у нас еще нигде не используется. Ни в одной стране мира, насколько мне известно, тоже не используется».

«Но это перспективный транспорт. Очень перспективный. Его использование будет экономически выгодно в отдельных районах, еще раз подчеркиваю. Его возможности по безопасности эксплуатации выше, чем у самолета или у судна. Ведь сравнивать надо две стихии: и водную и воздушную, где он используется. Он на грани использования в этих двух стихиях».

Подводя итог, Владимир Александрович Попов отметил, что идея создания экраноплана очень хорошая и перспективная. Но, по его мнению, недостаточно просто построить это транспортное средство.

«Вообще, хорошая идея. Ее реализация достаточно эффективная, отработанная, безопасная. Единственное, нужно, конечно, какое-то политическое решение руководства страны, чтобы это все внедрить. У нас, к сожалению, не все делает из соображений выгоды или эффективности. У нас делается все по команде. Если руководство поставит потом задачу, то Минтранс, Минэкономразвития и др. это примут, скажут «все», и начнут организовывать производство и реализовывать план».

«Надо сказать, что это очень перспективное транспортное средство. Будущее за таким транспортом, безусловно. Целая новая ниша транспортной системы, которая действительно отвечает необходимым требованиям»...