项目评估

АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» проводит экспертизу проектов судов на подводных крыльях, судов с воздушной каверной на днище, судов на воздушной подушке, экранопланов, катеров на подводных крыльях, глиссирующих катеров по следующим направлениям:

  • технико-экономическая экспертиза
  • метрологическая экспертиза
  • экспертиза по оценке живучести
  • экспертиза по электромагнитной совместимости
  • эргономическая экспертиза
  • медико-санитарная экспертиза

Технико-экономическая экспертиза (ТЭО)

Технико-экономическая экспертиза включает в себя:
а) анализ эксплуатации судов в настоящее время в РФ;
б) информационно-нормативная база для выполнения расчетов по ТЭО;
в) оценка строительной стоимости;
г) моделирование работы;
д) расчет эксплуатационных показателей;
е) оценка экономических показателей работы.


Основные задачи и цели ТЭО:

  1. подготовка комплекта расчетно-аналитических документов, содержащих как исходные данные, так и основные технико-экономические,эксплуатационные, конструктивные характеристики судна, расчетно-сметные,оценочные и другие показатели, позволяющие рассматривать целесообразность и эффективность проекта строительства.
  2. оценка экономической эффективности осуществления предлагаемого проекта на основе сопоставительной оценкизатрат и результатов, установления эффективности использования и срока окупаемости вложений.

Подготовка информационно-нормативной базы

На первом этапе технико-экономического обоснования выполняется моделирование эксплуатационной деятельности проектируемых судов в заданных районах работы.

На втором этапе выполняются расчеты бюджета затрат по судну (суточная себестоимость содержания судна), включающие в себя: содержание экипажа, проведение в период эксплуатации регламентных работ, затрат на горюче-смазочные материалы за жизненный цикл.

На третьем этапе выполняется расчет эксплуатационно-экономических показателей работы судов на заданных расчетных направлениях.

Метрологическая экспертиза

Целью проведения метрологической экспертизы является определение возможности получения достоверных измерений в технических и конструкторских решениях при организации учетных операций с соблюдением требований Федерального закона, нормативно-правовых Актов, с целью получения объективных данных, достоверных результатов измерений и обеспечения единства измерений.

АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» аккредитовано на проведение работ по анализу и оценке технических решений по выбору метода измерения и выбору параметров, подлежащих измерению, установлению соответствия пределов общей погрешности действующим нормам точности с обеспечением допустимого уровня автоматизации и оценки методов и средств дальнейшей поверки.

Метрологическая экспертиза - часть комплекса работ по метрологическому обеспечению, являющеюся частью технической экспертизы нормативной, конструкторской, технологической и проектной документации, в части анализа и оценки технических решений метрологического обеспечения (технических решений по выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений, их метрологическому обслуживанию).

При метрологической экспертизе выявляются ошибочные или недостаточно обоснованные решения, вырабатываются рекомендуемые, наиболее рациональные и эффективные решения по конкретным вопросам метрологического обеспечения и в виде экспертного заключения представляются результаты экспертизы.

АО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева» также проводит метрологическую экспертизу документации, поступившей от сторонних организаций.

Экспертиза по оценке живучести

Живучесть судна - это способность судна противостоять воздействию стихийных сил ветра и волн, пожаров, а при повреждениях – сохранять и восстанавливать полностью или частично мореходные качества. Важнейшими элементами живучести являются непотопляемость и остойчивость. Живучесть судна обеспечивается рациональностью конструкции и оборудования судна, в том числе расположением водонепроницаемых переборок, люков, горловин, дверей, иллюминаторов, системами сигнализации, автоматическими защитными устройствами, противопожарными и отливными средствами, дублированием источников питания и др.

На стадии проектирования проводятся модельные испытания для проверки характеристик остойчивости судна в наихудших условиях эксплуатации.

Эффективность борьбы за живучесть судна в аварийных условиях во многом зависит от своевременности действий и выучки экипажа.

АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», разрабатывая проекты своих судов, ставит приоритетной целью обеспечение их живучести за счет:

  • конструктивных мероприятий, осуществляемых при проектировании, строительстве, модернизации и переоборудовании судна;

  • организационно-технических мероприятий, выполняемых при эксплуатации судна;

  • действий личного состава по борьбе за живучесть повреждённого судна.

Для этого проводится комплексная оценка безопасности судна и внедряются наиболее рациональные, с точки зрения надежности и живучести, конструктивные решения на стадии его проектирования; используется программное обеспечение, позволяющее создать компьютерную модель функционирования комплекса технических средств, модели критичности отказов и модели внешних факторов воздействия.

Для обеспечения информационной поддержки борьбы за живучесть в процессе эксплуатации каждый проект АО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева» имеет эксплуатационную документацию, в которую входят документы по борьбе за живучесть:

  • Предупреждение в борьбе с пожарами;

  • борьба за непотопляемость;

  • борьба за живучесть оружия и технических средств;

  • защита экипажа и пассажиров.

Экспертиза по электромагнитной совместимости

Безопасность работы судового оборудования зависит от надёжного функционирования электронных технических средств, являющихся основой современных систем автоматического управления, контроля и защиты оборудования. В то же время данные системы подвержены воздействиям электромагнитных помех, вызванных молниевыми и электростатическими разрядами, замыканиями и переключениями в цепях энергоснабжения, работой энергоемкого оборудования, неудовлетворительным качеством электроснабжения технических средств. Для обеспечения безопасного функционирования оборудования при воздействии электромагнитных помех необходимо выполнять работы по обеспечению электромагнитной совместимости (ЭМС) оборудования на судне.

АО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева» при выполнении проекта использует новейшие программно-технические средства, специально разработанные для анализа электромагнитной совместимости и выполняет полный комплекс опытно-конструкторских работ по выявлению слабых мест и обеспечению надежного функционирования электронного судового оборудования в условиях воздействия электромагнитных помех.

Результаты работы оформляются в виде технического отчета, в котором предоставляются исходные данные и результаты расчетов, а также выводы о выполнении требований ЭМС. При неудовлетворительных результатах оценки ЭМС предоставляются рекомендации по обеспечению ЭМС электронного судового оборудования.

Эргономическая экспертиза

Осуществляя разработку судов, АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» учитывает эргономические требования. Одним из инструментов эргономического проектирования является эргономическая экспертиза – комплекс научно-технических и организационно-методических мероприятий по оценке выполнения в проектной, технической и эксплуатационной документации, опытных и серийных образцах системе “человек – машина” (СЧМ) эргономических требований, изложенных в техническом задании, нормативно-технических и руководящих документах.

Эргономическая экспертиза должна объективно оценивать реализованный в системе “человек – машина” уровень учета возможностей человека в интересах достижения более высокого уровня реализации его потенциальных возможностей в процессе эксплуатации судна.

В процессе эргономической экспертизы разрабатываются меры по устранению выявленных несоответствий, даются предложения по дальнейшим шагам проектирования.

Исходными материалами для экспертизы служат техническое задание на проектирование (разделы, связанные с эргономическими требованиями к создаваемому образцу), конструкторская документация, образцы СЧМ, рабочие документы.

На стадии технического предложения основное – распределение функций в проектируемой системе между оператором и технической частью системы. Определяется управляющий состав будущего плавсредства, их квалификация, формируется состав технических средств деятельности, оцениваются факторы рабочей среды.

На стадиях эскизного, технического и рабочего проектов функции системы распределяются между операторами, вырабатываются требования к конкретному содержанию информационной модели, алгоритмам деятельности, реализуемым на каждом рабочем месте. Идёт оценка каждого элемента рабочего места вплоть до конструктивных элементов и отдельных систем.

Медико-санитарная экспертиза

АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» выполняет проекты судов в соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН). Под каждый разрабатывается комплекс мер по обеспечению обитаемости, защиты от вредных факторов судовой среды для соблюдения минимально необходимых условий труда и проживания на судне. Для отделки судовых помещений в проект закладываются современные материалы, имеющие экспертное заключение от госсанэпиднадзора.

АО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева» проводит соответствующие расчеты и экспертизу стороннего проекта на соответствие выполнения правил СанПиН.